УРОК 2. АВТОР УРОКА: ВАНЯ МИШИН
ЭСТЕТИКА: ВВЕДЕНИЕ
Мы перевели слово "эстетика" для себя как "насмотренность" и с этого ракурса будем рассказывать о том как воспитать в себе чувство "красоты и прекрасного" (как пишет та же википедия). Также вики помогает в раскрытии нашего личного взгляда на смысл понятия, добавляя, что это ещё и "система взглядов на искусство, к-рой придерживается кто-н." (вообще это сказал Чернышевский). Исходя из этого определения эстетика - это не про постулаты, основы и скрепы (о, великого!) искусства, а одна из самых субъективных её частей, которую формирует каждый художник индивидуально.
ПРО ЗУМЕРОВ; ЛЕНТУ; DIY ЭСТЕТИКА; ПОЧЕМУ ВАЖНО ИНОГДА ПОХОДИТЬ БОСИКОМ ПО СНЕГУ; ТЕХНИКА ЭКЗОТИКИ; ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ СТАРОЕ
РАСШИФРОВКА АУДИО
привет. если ты слышишь это, то ты проходишь демо-урок эстетика:введение в мультидисциплинарной школе искусств зенд ми.
я записываю свой голос для того, чтобы информация поступала к тебе в голову через разные каналы: визуальный, аудиальный и другие. я советую, чтобы эта информация была принята тобой также использовать разные каналы, ты можешь записать текстом, зарисовать, станцевать, сделать коллаж, слепить, записать видео, поговорить со своим другом или любым другим способом обработать информацию, тем самым усвоив лекцию.
первое о чём бы я хотел поговорить, это о том где мы находимся и кто мы, в чём особенность нашего восприятия. для начала поговорим о зумерах, это в большинстве своём - мы. что нас отличает? умение и практика усваивать много информации достаточно быстро каждый день. у этого есть свои особенности. внимание: не минусы, особенности. время нашей концентрации падает, и чаще мы готовы воспринимать информацию клипово. нам не подходит материал, поданный не интересно, безучастно, без мемов и если этот материал для нас ничего не стоит, мы не понимаем его ценность, способность положительной интеграции в собственные жизненные идеалы и быт. почему так происходит? всё из-за того, что такая подача информация стала встречаться всё чаще, и мы видим альтернативные способы усвоения материала. о них мы и поговорим дальше.
во время локдауна все образовательные ресурсы перешли в веб-формат, что-то естественно интереснее, например какие-то частные курсы, а где-то можно вырубить вебку и микрофон и просто отписаться, что ты присутствуешь на паре. но самое интересное, что главный наш образовательный ресурс: лента, всегда был в веб пространстве. я хочу подвести к тому, что эстетика - это синоним насмотренности для нас, а также начитанности, наслушанности и т.д. насмотренность тренируется за счёт созерцания. наш главный инструмент созерцания - лента.
инстаграм, телеграм, ютуб, тик ток, вконтакте - всё это инструмент нашего неосознанного обучения, приятного обучения, с приколами и именно того, что нам нужно. усвоив эту простую истину перейдём к действиям. настройте свои социальные сети на необходимую волну, создайте для себя поле, которое бы вас подпитывало.
особенно важно на первых этапах быть окружённым обществом, ситуациями, атмосферой и ландшафтами, которые побуждают вас к творчеству в необходимом для вас векторе. создайте из ленты свою эстетику, попробуйте убрать весь информационный шум, задайте вопрос после каждого увиденного поста "поможет ли мне это?" или "зачем я наблюдаю за этим?". при этом необязательно подписываться на 10 000 и 1 паблик про искусство и только аккаунты художников, если ваш интерес кроется в социальных проблематиках, подпишитесь на страницы провинциальных городов России, если вам интересна этника, изучите карту и подпишитесь на маленькие деревушки, узконаправленные биологические аккаунты, декоративно-прикладное творчество мезенского района, дополненная реальность, редкие, архивные иллюстрации к книгам, готика, фэшн-журналы, трансляции из заповедников и городов и так далее, и так далее, и так далее. не старайтесь перенасыщать информацией ленту, пробуйте по максимуму искать графический материал на первых порах.
а что же на вторых порах? когда вы абсолютно себя замотивировали и создали ситуацию "умного созерцания", о котором будет написано ниже, вы можете открывать для себя новое, понемногу выходить из зоны комфорта и потихоньку убирать позицию внутри себя из разряда "реп - отстой, а рок - круто", будьте любопытны, пробуйте расширять свой круг интересов, постоянно находя связи с собой и своим творчеством: послушайте другой жанр музыки и найдите в этом не отрицание, а момент исследования.
а теперь о других органах чувств: к сожалению, глаз это монополист нашего восприятия, точно также как в схеме режимов работы считается, что "жаворонки" монополисты. клиповое мышление также подтверждает это, нам сложнее усваивать информацию, которая подана не визуально. почему же я тогда обратился сразу к ленте? потому что считаю, что для правильного развития необходим мягкий вход в состояние дискомфорта, необходимо потихоньку выбираться из того, что для нас привычно во имя развития. когда визуальный язык для вас станет не интересен или привычен или же вы считаете его не родным, вы смело можете проворачивать эту же схему с другими органами чувств. однако есть проблемка - нам легко представить как это провернуть со слухом и речью - подкасты, статьи, плейлисты и пр. для других органов чувств необходимо выйти в оффлайн, но представьте свою жизнь как одну сплошную ленту, из которой вы черпаете информацию: трогайте, чувствуйте температуру, нюхайте, пробуйте на вкус и абсолютно также создавайте для себя нужную и подталкивающую атмосферу на творчество: потрогайте лес, загляните погреться в парадные, походите по снегу босиком, понюхайте автобусы и загляните на рынок и попробуйте разные овощи и фрукты.
немного расскажу о том, как я пользовался этим, давным-давно я называл это техникой экзотики. я тогда жил ещё в своём городе и меня, если честно, очень сильно напрягало всё вокруг и я не знал откуда мне взять силы, если вокруг всё холодно, мерзко, медленно и темно. но в какой-то момент я пришёл к мысли о том, что необходимо произвести самоколонизацию. представить что я приезжий и для меня всё это - что-то особенное. и действительно когда ты надолго уезжаешь из своего родного места, ты понимаешь насколько это особенно. с чувством "особенности" как будто и смысл вкладываешь во всё, что вокруг тебя, может даже романтизируешь, но это даёт тебе мощный запал что-то создавать. поэтому, как говорится, всем советую.
а теперь вторая маленькая тема, которая объяснит, что мы иногда будем делать на уроках эстетики это "зачем смотреть старое?". нам очень часто говорили "учить историю", но по факту не говорили зачем то делать. всё, что создаётся в начале, самое первое, оно чаще всего самое чистое, мы можем посмотреть на конкретное повествование или сюжет без метмодернистких наслоений, смыслов, пост-понимания и прочего, естественно нам иногда кажется это скучным, ведь это не особо-то и актуально для нас, но я предлагаю здесь, в этом уроке найти пассивную роль созерцания, точно такого же как для меня техника - это медитация.
а вторая причина дошла до меня, когда я учился на кафедре истории. там нам рассказали о "детерминированном" мышлении, то есть когда зная какой-то факт, например, один из законов хамураппи, ты можешь выстроить дальше картинку как жил тот народ. люди появляются где есть вода, разливами нужно управлять, тот, кто сумел "подчинить" с помощью конструкций разливы - считается выше, рождается иерархия и так далее. точно такой же принцип я преследую, когда изучаю старое из старого можно легко прийти к осмыслению современного, почему так или иначе простроено произведение или как мне самому построить его.
этим я завершаю свою речь в вашем втором уроке. если тебе понравилось, то ты можешь вернуться на сайт школы и написать мне письмо о том, что ты хочешь учиться, я обязательно его прочитаю и отвечу тебе.

ОММАЖ, ЦИТИРОВАНИЕ, ОТСЫЛКА, ПАСХАЛОЧКА, ПЛАГИАТ.
Лучший и самый действенный способ привить у себя "эстетику", это побыть в этой эстетике на практике. Я расскажу о трёх видах этого способа: стажировка, фан-арт и копирование.

Пока ваша неосознанная аутентичная эстетика бродит и созревает, вы можете позаниматься осознанной, то есть напрямую тырить, додумывать за художника и быть под его мастерством (что естественно является самым сложным, потому что иногда случается так что художники мертвы, но об этом позже).

Расскажу о собственном опыте стажировки, и как он работал на меня. Не изучая аутентичной техники театра на практике и только визуально просматривая трейлеры, спектакли в записи и два в реальном времени, я решился на стажировку в этом театре. Находясь среди людей, знакомых с техникой, с, естественно, своей эмпирической насмотренностью, выполняя задачи внутри техники, через вопросы и ошибки, я приблизился к ней самой и тем самым научился.

Теперь про дополненную реальность другого автора: фанфики, фан-арт, каверы и трибьюты и т.д. Тут у нас будет два варианта. Из того, что называется в фанфикшене хэдканон и фанканон, нас интересует только "хэд". С помощью додумывания за автором, мы можем погрузиться в логику персонажей или даже копировать средства выразительности , его язык, стиль, тем самым погрузившись и в его эстетику. При этом вы уже сможете понемногу, в отличие от стажировки, быть творцом, создавать. Далее варьируя процентное содержание авторского и фан-артовского, вы можете прибегать к таким вещам как оммаж, цитирование, отсылки и пр. Важно понимать, что вы можете создавать фан-арт как по современным художникам, так и по Рафаэлю.

Ну, и последнее. То, что точно должно пойти только в стол и работает как упражнение: плагиат, копирование. Здесь всё просто. Берёте ваш инструмент и умно созерцаете в практике, пытаясь понять как это работает.

Обратите внимание, что мы уважаем каждую из этих культур отдельно (кроме плагиата), но используем эти явления как упражнения, а не самостоятельное творческое высказывание в рамках нашей школы.

ДАЙДЖЕСТ ИНСТРУМЕНТОВ ЭСТЕТИКИ, КОТОРЫЕ МЫ БОЛЕЕ ПОДРОБНО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ НА НАШИХ УРОКАХ:

КОМПОЗИЦИЯ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ
СЮЖЕТ
КОНЦЕПЦИЯ
ИНСТРУМЕНТ/ФАКТУРА

НА ПРИМЕРЕ МАЯКА*
Есть, как известно, звуки, присущие животным, и звуки, присущие человеку; и жутко становится, когда источники их вдруг меняются местами. Говард Лавкрафт
*мудборд по фильму «Маяк», 2019 г.
наиболее полный разбор эстетики и референсов
этого фильма можно посмотреть здесь

Умное созерцание — осознанно сконструированная систематизация любого неосознанного эмпирического опыта, которое влияет на эстетику художника и его творчество.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ для блока глаз
СТАНИСЛАВСКИЙ - ДЕКОНСТРУКТ
Почувствуй себя на месте автора. Выбери одну работу из его видео-работ и деконструируй её: подумай как ты бы на месте автора создал бы это произведение и глубоко проанализируй. Это может выглядеть как личный конспект, который поймёте только вы. Также вы можете пользоваться не только текстом, но и зарисовывать, снимать, протанцовывать, записывать на диктофон и т.д. Понимая структуру инструментария автора ты сможешь неосознанно выработать собственный инструментарий и научиться создавать также без формы "урока". Кстати! Это удобно, если ты по какой-то причине совершенно не можешь "поучиться" у твоего кумира.
Совет необязательный для выполнения: бери не короткометражные работы.
Вот пример как я справился с "Кафе Мюллер" Пины Бауш для блока "Кожа":
Появление персонажей по одному,
Заставленная, но простая сценография, практичная,
Физический приём закрытых глаз,
Добавление смешного персонажа,
Два похожих персонажа,
Простая, но чувственная хореография,
Прямая работа с реквизитом и физический приём отбрасывания стульев по пути,
Движения бытовые, естественные,
Связь между естественной хореографией двух героинь - толчок от стены,
Редко, но метко хореографические приемы (на технике),
Хореография не виртуозная, основанная на переживаниях,
Падения,
Активная работа рук,
Руки - жестикуляция руки продолжение тела,
Резкая смена монотонного частного движения, остановок и медленных фокусированных движений,
Манипуляции одного руками другого,
Следование падением за бытовым действием другого персонажа,
Широкая амплитуда рук,
Рискованность движения,
Повтор движения и возвращение в точку,
Драма на трех:
1. Манипуляции телом двоих,
2. Возвращение и повтор,
3. Партнёринг,
4. И снова падения,
5. Перестраивание из позы в позу,
6. Наращивание скорости.
Всего 10 простых движений.
Слышно дыхание, топот, падение, естественные звуки боли,
Продолжение движение самим,
Музыка работает только иногда,
Исход провокация стоп,
Комичное одно и тоже отрывками между драмой, бытово комичное,
Сложный, но медленный приём на партнёринг у мужчин. Сила.
Повтор ещё одного приёма менее сложного несколько раз. Импульс. Притяжение.
Бытовая естественная хореография на повторе в нескольких сценах.
Та же ситуация с другими людьми.
Лёгкий быстро один раз. Взятие веса на себя.
Накопление историй персонажей на площадке.
Одна более "танцевальная", но тоже естественная хореография в партере
"Случайный" сложный хор. приём на партнёринг на заднем плане
Повтор
Соло быстрее, опаснее, виртуознее
Вставки с 3 движениями виртуозной хореографии
Доведение её до изнеможения
Одна и та же хор. у разных персонажей короткая и сложная
Непредсказуемое соло, работа с принципом и задачей, связка периодически вмешивается.
Мнимый конец, тишина, отсутствие людей на площадке, стоп.
Смешно и страшно. Смешная реакция человека на горе.
Хор. не исполненная из-за смены ролей, ситуации.
Стоп картина, резкое возвращение.
Раскрытие статичного комичного персонажа. Движения очень точные, кукольные.
Связка на пять движений, повтор.
Возвращение в это состояние. "Пока никто не видит".
Одна и та же связка, а результат разный.
Разное ощущение шагов, у каждого персонажа разный шаг.
Изменение плоскости одного движения хореографии.
Ещё одно раскрытие комического персонажа как драматического в бытовой ситуации с другим.
Возвращение героя к пустом месту, где была хореография.
Совмещение простых соло хореографий через связку партнёринг.
Преграда хореографии.
Стук и боль.
К концу становится всё хаотичнее, много разных отрезков и смена их, динамичнее.
Появление второго комичного такого же,
Превращение одного персонажа в другого.
СВОЁ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ФИДБЭКА ВЫ МОЖЕТЕ ОТПРАВИТЬ К НАМ В ТЕЛЕГРАМ ИЛИ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!
ВАНЯ МИШИН
педагог этого урока
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website